jurikan (jurikan) wrote,
jurikan
jurikan

Category:

Юрий Комягин: Альманах "Метрополь". Что это было?

В 1979 году в литературной и общественной жизни СССР произошло незаурядное событие. Группа московских литераторов выпустила неподцензурный альманах "Метрополь". Но мало того, что выпустила. Самиздатом тогда уже мало кого можно было удивить. Составители "Метрополя" нагло заявили начальству: альманах готов, его можно издавать. То есть, издавать, минуя цензуру, нарушая традиционный путь публикации. Разразился грандиозный скандал. Против возмутителей спокойствия (правда, не против всех) посыпались репрессии. Делом стали заниматься органы госбезопасности.


Фото:Гугл


Уже в наши дни известны три точки зрения насчет "Метрополя". Литераторы, задумавшие выпуск скандального издания (Василий Аксенов, Виктор Ерофеев), утверждали, что это всего лишь литературная акция. Мол, заколебала к тому времени тотальная цензура. Почему, собственно, сами писатели (люди взрослые и ответственные) не могли составить литературный сборник? Действительно, почему? Литературное начальство (Феликс Кузнецов) говорило о провокации, о том, что изначально альманах был предназначен для публикации за границей (Аксенов и его коллеги это отрицали), а скандал вокруг него в Советском Союзе повышал интерес к изданию на Западе, но руководство Союза писателей совсем не призывало вмешиваться в ситуацию КГБ. Наконец, представители госбезопасности (Филипп Бобков) открещивались от участия в гонениях против опальных "инженеров человеческих душ", кивая на писательское начальство: дескать, мутила воду лишь головка Союза писателей (московская и всесоюзная). Лукавили здесь все.
Советский Союз (особенно в послесталинскую эпоху) держался в основном на идеологических скрепах. Коммунистическая идеология заменила в стране религиозную веру. Как и любая религия, она требовала не доказательств, а лишь слепой веры. Люди верили и радовались. В стране существовали определенные правила (в виде официальных законов и неписанные). Человек, вступавший в Союз писателей (и шире - занимавшийся литературным творчеством) как бы подписывал невидимую декларацию: он придерживается того порядка, который существует в стране в книгоиздательском деле, а государство в ответ отваливает кому более солидные, кому менее (но все равно приличные) материальные блага. Даже писатель, скажем так, областного масштаба вполне мог прожить лишь на свой литературный заработок (сравни с сегодняшней ситуацией).
Власть в СССР отлично понимала, что если писатель начнет, что называется, отбиваться от рук, то произойдет катастрофа (она и произошла, когда идеологические скрепы рухнули).
Именно поэтому так свирепо поступили с Борисом Пастернаком. Он получил Нобелевскую премию как бы в обход советских писательских структур. Так что же это получается? Какой-нибудь непризнанный гений будет писать в стол, потом получит престижную международную премию и плевать ему на всех? Нет, мы тебя и тут прищучим. Вот почему последовала незамедлительная реакция властей на поведение Андрея Синявского и Юлия Даниэля, самопально посылавших свои сочинения на Запад и там печатавшихся. С точки зрения тогдашнего режима, названные литераторы вели таким образом антисоветскую деятельность. А для антисоветчиков в СССР существовали определенные статьи уголовного кодекса. И здесь (как в случае с Синявским и Даниэлем) руководство Союза писателей становилось лишь ширмой для действий КГБ.
Никого в Советском Союзе не должны были смущать разглагольствования о свободе слова. Свобода слова, конечно, была, но в рамках, определяемых партией. Вот об этом писать можно, а об этом - уже нет. Все эти рамки знали, и некоторые из литераторов стремились их раздвинуть. Создатели альманаха "Метрополь" ухватились вот это за это формальное словосочетание "свобода слова". Раз так, то почему писатели самостоятельно не могут издать литературный сборник? Однако тут закавыка вот в чем: отказываясь от своих обязательств следовать официальному пути в печатании сочинений, "метропольцы" вовсе не отказывались от той системы распределения материальных благ среди писателей, существовавшей в СССР. А почему? Сказавши "а", надо и дальше проартикулировать алфавит.
Более того, осмелюсь утверждать, "Метрополь" изначально был предназначен для издания за границей. Писатели, задумавшие сборник, прекрасно понимали, что никто цензуру в Советском Союзе не отменит, поэтому альманах издан не будет. Если его напечатать, то это что же получится? Повсеместно начнется составление подобных сборников, идеологическая крамола начнет ширится, скрепы рухнут и... все. Ну, а если альманах официально издан не будет, то к чему тогда вся суета? Пустить его в самиздат? На мгновение что-то вспыхнет и потухнет. Нет, путь здесь был только один. Скандал в Москве - и публикация на этой рекламной волне "за бугром". Только так. Задумавшие "Метрополь" люди жаждали печататься на Западе, причем печататься широко, получать хорошие гонорары не через советское агенство ВААП, обдиравшее их, как липку, а напрямую. И в этом плане никто из "метропольцев" не прогадал.
Писательское начальство, получившее "сувенирчик", естественно, вынуждено было реагировать. Но формально-то, свобода слова "у нас как бы есть" (вот ловушечка), значит, надо заявить о низком художественном уровне альманах, что, понятно, было неправдой, потому что в альманахе опубликовались и люди достаточно известные и популярные: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Василий Аксенов, Фазиль Искандер и другие. "Метропольцы" так резонно писательскому начальству и возражали: давайте напечатаем, пусть читатель оценит, может, не такой уже и низкий художественный уровень. Вот ведь какая штука, один литературный сборник, а как подпорки зашатались.
Идеологическая диверсия (в понимании того времени) была налицо, стало быть, к делу подключились органы госбезопасности. Вполне естественно. Раз сборник (объективно, не содержанием, а самим фактом появления) направлен против советской власти, значит, это антисоветская деятельность. Таковой занимался КГБ СССР, если точнее, пятое идеологическое управление данного ведомства. Так что, придушивая "Метрополь", Комитет госбезопасности лишь пресекал антисоветскую деятельность (что ему и полагалось делать - и это опять же прекрасно понимали создатели альманаха). Ну, вот, кажется, все акценты расставлены, и картинка получилась объемной. Кстати, когда коммунистический режим рухнул, к литераторам пришла настоящая свобода слова. Но одновременно ушла система обеспечения литераторов, увы... Впрочем, читатель от огромного и разнообразного нынешнего книжного рынка только выиграл.

Tags: Литература и жизнь
Subscribe

promo jurikan july 26, 2015 15:34 4
Buy for 10 tokens
25 июля - день смерти Владимира Высоцкого и день рождения Василия Шукшина. Василию Макаровичу вчера могло бы исполниться 86 лет. Однако он умер довольно молодым - 2 октября 1974 г. Это случилось на съемках фильма "Они сражались за Родину". Съемочная группа жила на теплоходе "Дунай". превратившимся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments