jurikan

Category:

Юрий КОМЯГИН: Перевал Дятлова — шифрованный кинематограф похода

Начало см. https://jurikan.livejournal.com/359053.html

Кто-то из классиков марксизма, да не сам ли Владимир Ильич, провозгласил, что важнейшим из искусств для нас является кино. Таки да. Советские люди живо кинематографом интересовались. Знали актеров, режиссеров, фильмографию, какой фильм на каком кинофестивале победил, а на каком просто стал призером. В киосках, помню 70-е, продавались наборы открыток с изображениями тогдашних киношных звезд (как советских, так и зарубежных). Поэтому не сомневаюсь ни на секунду, что дятловцы более или менее разбирались в тогдашнем киношном процессе.

Горы Алтая — кадр из фильма "Золотая тропа".
Горы Алтая — кадр из фильма "Золотая тропа".

В дневнике, который почему-то официально считается дневником Колмогоровой, а неофициально - дневником Дятлова (а я все больше склоняюсь, что записи делал некто неизвестный - НН), встречается словосочетание «сорок первый», странным образом прикрепленное к несуществующей (в городе Серове) школе с таким номером. Логично предположить, что это - некий шифр. И уже отталкиваясь от этой версии, подумать, что, возможно, данная цифра относится каким-то ассоциативным образом к популярному советскому фильму «Сорок первый», как раз в 50-е вышедшему на экраны. 

Допустим, что название ленты - шифр и есть. Тогда движемся дальше. Скажем, методом тыка. Автором сценария фильма является советский драматург Григорий Яковлевич Колтунов. Он писал сценарии и к художественным картинам, и к документальным, и к мультфильмам. Например, в победном 1945 году на Тбилисской киностудии снимается боевик «Золотая тропа». Один из авторов сценария - Григорий Колтунов. О чем фильм? Смотрим в Википедии:

Действие фильма происходит в 1918 году. В глухих Алтайских горах находится тайный золотой прииск, который разрабатывают немецкие колонисты. Контрабандой золото перенаправляется в Китай. Чтобы остановить незаконную деятельность и взять добычу золота под контроль новой власти, в район, где происходит добыча, направлен коммунист, командир партизан, Егор Перекрестов. Ему удаётся обнаружить прииск, о чём он направляет ординарца с соответствующим донесением, однако сам погибает вместе со всем отрядом.

Подождите, глухие Алтайские горы, золото, погибает весь отряд... Летом 1958 года Игорь Дятлова (и еще несколько человек, которые зимой 1959 отправятся в тот самый поход) побывал на Алтае. И там... там что-то такое происходило. Вот Петр Семилетов демонстрирует нам фотки с того похода. Тибо, который якобы левитирует. Он же в гимнастической композиции - словно застывший в воздухе. Подождите, так и Семен Золотарев бывал на Алтае с туристическими целями.

Тибо-Бриньоль парит в воздухе? Фото: Гугл.
Тибо-Бриньоль парит в воздухе? Фото: Гугл.

И — второе фото:

Фото: Гугл.
Фото: Гугл.

Но возвращаемся к «сорок первому». Возвращаемся к сценаристу Колтунову. В 1955 году он принимает участие в создании фильма «Призраки покидают вершины». Снова обращаемся к Википедии, читаем:

Для восхождения на гору Камир-Сар, на неприступной вершине которой по заключению молодого учёного Арташеса Маляна находится редкое месторождение ртути и серебра, несмотря на противодействие профессора Даниэль-бека, организуется экспедиция во главе с Маляном. Информация об экспедиции доходит до Альвареца да Кортеца, который является хозяином одного из крупнейших европейских химических концернов. В молодости он побывал на этой вершине и, чтобы скрыть обнаруженные металлы, сбросил русского учёного Шелагина в пропасть, а Даниель-бека заставил молчать об этом. Иностранная разведка решает сорвать экспедицию.

Какое отношение имеет этот фильм к перевалу Дятлова в моей «кинематографической» версии? А вот какое. Дотошные зрители, посмотрев фильм, сразу же уловили сходство картины с сюжетом рассказа известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова «Озеро горных духов» (хотя его фамилия и отсутствовала в титрах). И если в фильме действие происходит на Кавказе, то в произведении Ефремова - на Алтае. Герой рассказа знакомится в тамошних краях с художником Чоросовым и видит у него в мастерской необычную картину:

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков. 

И еще одна цитата из рассказа:

Я стал снова всматриваться, и такова была тонкость работы художника, что чем больше я смотрел, тем больше деталей как бы всплывало из глубины картины. У подножия конусовидной горы поднималось зеленовато-белое облако, излучавшее слабый свет. Перекрещивающиеся отражения этого света и света от сверкающих снегов на воде давали длинные полосы теней почему-то красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломах обрывов скал. А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, над льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зеленого дыма или пара, придававшие зловещий и фантастический вид этому ландшафту.

А дальше читателю предлагается разгадка. Мол, в глухих алтайских местах находится некое озеро из ртути. Ну и художник, надышавшись ядовитыми испарениями, в итоге сотворил такое удивительное полотно. 

Кадр из фильма "Призраки покидают вершины".
Кадр из фильма "Призраки покидают вершины".

Смотрите, снова Алтай - и снова что-то напряженное и драматическое. Однако тропинка, по которой мы сейчас движемся, приведет нас к еще более странной штуке. Об этом - в следующей части.


promo jurikan july 26, 2015 15:34 4
Buy for 10 tokens
25 июля - день смерти Владимира Высоцкого и день рождения Василия Шукшина. Василию Макаровичу вчера могло бы исполниться 86 лет. Однако он умер довольно молодым - 2 октября 1974 г. Это случилось на съемках фильма "Они сражались за Родину". Съемочная группа жила на теплоходе "Дунай". превратившимся…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic