jurikan

Category:

Юрий КОМЯГИН: Кино для дятловцев — "В людях", "Аэлита"

В прошлой публикации из этого цикла ( https://jurikan.livejournal.com/359053.html) я рассуждал о шифрованных моментах в дневниках дятловцев. Не мое открытие, но шифр всегда пытаешься разгадать. В дневнике неизвестного (или Игоря Дятлова) упоминается некая 41-я железнодорожная школа в Серове. Однако подобная школа вообще отсутствовала в данном городе, а дятловцы перекантовались 24 января в начальной школе, которая позже превратилась в художественную. Значит, в дневник Дятлова/неизвестного была внесена заведомо ложная информация.

Кадр из фильма "Аэлита". Фото: Гугл.
Кадр из фильма "Аэлита". Фото: Гугл.

Исследователь из Киева Петр Семилетов предположил, что это - некий шифр, и я эту версию поддерживаю. Лично мне показалось, что сочетание «сорок первый» встроено в некую ассоциативную цепочку. В середине 50-х на экраны в СССР вышел фильм «Сорок первый». На этой кинематографической тропинке меня ждало несколько очень любопытных открытий, но о них - немного позже. А сейчас сделаем небольшой крюк, который, на мой взгляд, просто необходим в этом цикле.

Кино несколько раз упоминается в дневниках дятловцев. В Вижае туристы смотрят австрийский мюзикл «Золотая симфония». От фильма они в полном восторге. Что ж, картина вполне достойная, она даже и сегодня впечатляет (есть в Интернете, и любой нынче может расширить кругозор в дятловской теме). А затем уже на 41-м участке кино снова возникает. В поселок лесозаготовителей приехала кинопередвижка. Тут немного отвлечемся. Дятловцы прибыли в 41-й на машине с кинотехникой, которая, по идее, находилась в кузове грузовика. Однако на каноническом снимке не видать ни проектора, ни бобин с пленками, ни прочих киношных штучек. Технику заслонили дятловцы? Ну, не знаю.

Ладно, вернемся к кино. Во второй раз в дневниках дятловцах речь идет уже о трех фильмах: «В людях», «Есть такой парень» и «Золотая симфония». Первые две ленты как бы остаются за кадром, а «Золотая симфония» получает новую порцию комплиментов.

Впрочем, не совсем так. Более подробно обо всех трех фильмах отозвался в своем дневнике Юрий Юдин. Есть предположение (и небезосновательное), что походные записи он впоследствии малость подкорректировал, что-то вычеркнул, что-то вставил. Но посмотрим на «кинематографические» строчки Юрия:

«В людях» - обычная, никогда в городе или в обычной обстановке не пошел бы в это кино. Как кажется, что там интересного, давно уже видел, зачем тратить время? Здесь смотришь и /.../ с первых же кадров чувствуешь, что картина для тебя новая, другими глазами, чем раньше, смотришь, и сколько новых мыслей сменяет одна другую под впечатлением виденного на экране. Бабушка играет превосходно. И вообще все, полное проникновение в роль. Богатство, глубина, значимость мыслей, содержания, и все это вытекает само собой...

Вообще, мне кажется несколько странным, что фильм 20-летней давности («В людях» вышел на экраны в 1939) так долго живет в прокате - пленка явно истерлась и все такое прочее. Но допустим. Пускай. Почему просмотр этой ленты в походных условиях так разительно, по Юдину, отличается от обычного визита в кинотеатр? Может, потому, что картина (детали из нее) служит каким-то элементом шифра? Почему Юдин выделяет игру лишь одной актрисы (бабушка играет превосходно)? Роль бабушки в фильме исполнила актриса Варвара Осиповна Массалитинова. Кстати, ее мастерство в картине оценил сам товарищ Сталин, свидетельством чему - Сталинская премия Варваре Осиповне в 1941 году.

Правильно, информация, конечно, любопытная, но мы то с вами толкуем о возможном  шифре в дневниках дятловцев, в том числе и о шифре в записях Юдина. Есть ли в его оценке фильма и отдельной исполнительницы некий потайной смысл? Ведь почему-то только одна актриса привлекла внимание уцелевшего участника похода. Давайте посмотрим. 

Обратимся к кинематографической карьере Варвары Массалитиновой. Второй картиной в ее послужном списке стала «Аэлита» - экранизация нашумевшего в 20-х годах прошлого века одноименного фантастического романа Алексея Толстого. В этом фильме видим такой эпизод: два персонажа получают таинственный радиосигнал «АНТА... ОДЭЛИ... УТА» и пытаются его разгадать. 

Странное сочетание 12 букв. А помните непонятную татуировку у Семена Золотарева - ДАЕРММУАЗУЯ? Тоже 12 букв. Может, именно в них ключ к разгадке трагедии на перевале Дятлова? Или расшифровка нетуристической цели похода? Или и то, и другое? Ах, совпадение... Ну да, конечно. 

Интересная деталь. Режиссером «Аэлиты» был Яков Протазанов. Он умер 8 августа 1945 года. Варвара Массалитинова скончалась 20 октября 1945 года. После смерти режиссер и актриса оказались соседями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Насчет «сорок первого» - в дятловском походе и в кино. Там совпадений будет больше. Да еще каких, ахнете. Продолжение - в следующей публикации.


promo jurikan july 26, 2015 15:34 4
Buy for 10 tokens
25 июля - день смерти Владимира Высоцкого и день рождения Василия Шукшина. Василию Макаровичу вчера могло бы исполниться 86 лет. Однако он умер довольно молодым - 2 октября 1974 г. Это случилось на съемках фильма "Они сражались за Родину". Съемочная группа жила на теплоходе "Дунай". превратившимся…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic