jurikan

Category:

Юрий КОМЯГИН: Дневники дятловцев - увеличиваем глубину погружения. Часть 1

Хорошая штука – дневник. Написанное на бумаге – остается. Давайте снова перелистаем дневники дятловцев. Приглядимся к ним повнимательней. Попробуем по-новому оценить представленную здесь информацию. 

Если в ноздри мне попал запах шпал - я пропал. Кажется, так говорил классик. Фото: Гугл.
Если в ноздри мне попал запах шпал - я пропал. Кажется, так говорил классик. Фото: Гугл.

Вот общий дневник группы Дятлова. Первая запись от 23 января 1959 года:

А вот мы и в поезде. Перепето много, много песен, выучены новые, и все расходятся по местам уже в 3-м часу ночи. Интересно, что ждет нас в этом походе? Что будет нового?

Эту запись в общем дневнике сделала Зина Колмогорова. А вот ее же запись от 24 января – только уже в дневнике личном:

Ну вот мы и снова в походе. Сейчас в Серове. Вчера целый вечер до 3-х часов пели песни. С нами старший инструктор Коуровской турбазы Александр Алексеевич Золотарев. Знает очень много новых песен, просто радостно как-то, что узнали новые песни. Особенно какая-то Цумба и прочие.

А вот запись за 24 января в дневнике, который приписывают Зинаиде Колмогоровой, но некоторые исследователи считают, что это – дневник Игоря Дятлова:

Вчера вечером, около 9-00 погрузились в поезд № 43. Наконец-то. Нас 10 человек. Биенко Славик не пошел, не пустили. Едем вместе с группой Блинова. Весело. Песни.

Переходим к записи от 23 января, сделанную в личном дневнике Людмилы Дубининой:

В вагоне к нам присоединились блиновцы, вместе пели песни. Среди всех особенно выделяется кротовский бас. На сей раз было много очень новых песен, которые мы тянули с помощью инструктора Золотарева А., идущим вместе с нами в поход.

Смотрите, какая интересная получается картинка. В девять часов вечера две группы туристов, каждая из которых насчитывает по 10 человек, загружается в поезд. От Свердловска до Серова ехать всю ночь. Начало похода, но пока еще не надо двигаться на лыжах с тяжелыми рюкзаками за плечами. У всех – радостное возбуждение. Воспоминания о прошлых походах, разговоры. Предвкушение новых приключений И, конечно, песни. О песнях в вагоне упоминают все процитированные здесь туристы из группы Дятлова.

Причем нам известно даже время своеобразного концерта. От девяти часов вечера до примерно трех часов ночи. В каком вагоне едут туристы? Это – либо плацкарт, либо общий. Они отличаются друг от друга лишь наполняемостью и ценой. Это может быть вагон попроще, со скамейками, используемый в пригородных составах, но маловероятно. Маловероятно, потому что состав явно пассажирский, а не пригородный.

В любом случае вагон представляет собой замкнутое пространство, в котором звуки достаточно хорошо распространяются. О каких песнях может идти речь ночью? В вагоне наверняка есть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми. А тут два десятка молодых ребят поют песни. Пускай даже вполголоса. На мандолине подыгрывают. 

Вы представляете? Допустим, что туристы находятся в начале вагона, громкость исполнения снижена до упора. В конце вагона их, может, и не слышно, но ближайшим соседям – очень даже хорошо. Я не могу себе нарисовать картину ночного безудержного веселья дятловцев и блиновцев в окружении других людей, которые просто жаждут немного вздремнуть.

Однако в дневниковых записях дятловцев рефреном звучит: песни, песни, песни. Причем они не просто перепеты, а еще частично и выучены. Поставщик новых песен – Семен, или, как он представляется, Саша Золотарев. Тексты песен у него, по всей видимости, имеются в какой-то тетрадке, которую надо передавать друг другу, повторять какие-то фразы, чтобы их запомнить, что совсем бесшумно никак не сделаешь. Кстати, нигде в дневниках дятловцев не сказано, что они переписывали тексты золотаревских песен. Получается, что просто запоминали? Зазубривали путем многократного повтора? Представляю, какой шум и гам стояли в вагоне.

В общем, что-то здесь не то. Конечно, могло случиться так, что вагон был полупуст, но думается, вряд ли. Железнодорожный транспорт был, пожалуй, самым доступным и дешевым средством передвижения, особенно на такие дальние расстояния.

И тут я подумал о такой штуке. Как-то еще в 30-е годы прошлого века решили драпануть из Совдепии братья Солоневичи. Сами братья и несколько их единомышленников. Компания беглецов двигалась в плацкартном вагоне из Москвы сначала в Ленинград, думая оттуда рвануть к финской границе. А их уже к этому моменту сдал ОГПУ чекистский сексот. 

И уже разворачивалась против врагов народа целая спецоперация. Вот представьте себе плацкартный вагон. Вот изменники родины (человек 5-6 их было всего), а остальные – просто пассажиры. Молодая пара, студенты, ветеран трех революций, какая-то затруханная бабуля. Короче, привычный набор обычного плацкартного вагона. Но все они – все без исключения – чекисты. И когда поступает команда, «мирные пассажиры» дружной толпой набрасываются на наших Солоневичей и крутят им руки.

Против ночных песен не возражали бы, скажем так, единомышленники дятловцев и блиновцев, занявшие оставшиеся места в вагоне, я имею в виду, таких же туристов. Есть и еще один вариант ответа насчет песен, но об этом – чуть позже в этом цикле.


promo jurikan september 4, 2017 12:05 3
Buy for 10 tokens
В 1901 году в семье Коноваловых в селе Хрущево нынешней Орловской области произошло радостное событие - на свет появился мальчик, которого нарекли Алексеем. Вот о нем и пойдет речь в сегодняшней публикации. Алексей Андрианович Коновалов прожил, как раньше любили писать, яркую, насыщенную событиями…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.