jurikan

Category:

Юрий КОМЯГИН: Дневники дятловцев - увеличиваем глубину погружения. Часть 1

Хорошая штука – дневник. Написанное на бумаге – остается. Давайте снова перелистаем дневники дятловцев. Приглядимся к ним повнимательней. Попробуем по-новому оценить представленную здесь информацию. 

Если в ноздри мне попал запах шпал - я пропал. Кажется, так говорил классик. Фото: Гугл.
Если в ноздри мне попал запах шпал - я пропал. Кажется, так говорил классик. Фото: Гугл.

Вот общий дневник группы Дятлова. Первая запись от 23 января 1959 года:

А вот мы и в поезде. Перепето много, много песен, выучены новые, и все расходятся по местам уже в 3-м часу ночи. Интересно, что ждет нас в этом походе? Что будет нового?

Эту запись в общем дневнике сделала Зина Колмогорова. А вот ее же запись от 24 января – только уже в дневнике личном:

Ну вот мы и снова в походе. Сейчас в Серове. Вчера целый вечер до 3-х часов пели песни. С нами старший инструктор Коуровской турбазы Александр Алексеевич Золотарев. Знает очень много новых песен, просто радостно как-то, что узнали новые песни. Особенно какая-то Цумба и прочие.

А вот запись за 24 января в дневнике, который приписывают Зинаиде Колмогоровой, но некоторые исследователи считают, что это – дневник Игоря Дятлова:

Вчера вечером, около 9-00 погрузились в поезд № 43. Наконец-то. Нас 10 человек. Биенко Славик не пошел, не пустили. Едем вместе с группой Блинова. Весело. Песни.

Переходим к записи от 23 января, сделанную в личном дневнике Людмилы Дубининой:

В вагоне к нам присоединились блиновцы, вместе пели песни. Среди всех особенно выделяется кротовский бас. На сей раз было много очень новых песен, которые мы тянули с помощью инструктора Золотарева А., идущим вместе с нами в поход.

Смотрите, какая интересная получается картинка. В девять часов вечера две группы туристов, каждая из которых насчитывает по 10 человек, загружается в поезд. От Свердловска до Серова ехать всю ночь. Начало похода, но пока еще не надо двигаться на лыжах с тяжелыми рюкзаками за плечами. У всех – радостное возбуждение. Воспоминания о прошлых походах, разговоры. Предвкушение новых приключений И, конечно, песни. О песнях в вагоне упоминают все процитированные здесь туристы из группы Дятлова.

Причем нам известно даже время своеобразного концерта. От девяти часов вечера до примерно трех часов ночи. В каком вагоне едут туристы? Это – либо плацкарт, либо общий. Они отличаются друг от друга лишь наполняемостью и ценой. Это может быть вагон попроще, со скамейками, используемый в пригородных составах, но маловероятно. Маловероятно, потому что состав явно пассажирский, а не пригородный.

В любом случае вагон представляет собой замкнутое пространство, в котором звуки достаточно хорошо распространяются. О каких песнях может идти речь ночью? В вагоне наверняка есть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми. А тут два десятка молодых ребят поют песни. Пускай даже вполголоса. На мандолине подыгрывают. 

Вы представляете? Допустим, что туристы находятся в начале вагона, громкость исполнения снижена до упора. В конце вагона их, может, и не слышно, но ближайшим соседям – очень даже хорошо. Я не могу себе нарисовать картину ночного безудержного веселья дятловцев и блиновцев в окружении других людей, которые просто жаждут немного вздремнуть.

Однако в дневниковых записях дятловцев рефреном звучит: песни, песни, песни. Причем они не просто перепеты, а еще частично и выучены. Поставщик новых песен – Семен, или, как он представляется, Саша Золотарев. Тексты песен у него, по всей видимости, имеются в какой-то тетрадке, которую надо передавать друг другу, повторять какие-то фразы, чтобы их запомнить, что совсем бесшумно никак не сделаешь. Кстати, нигде в дневниках дятловцев не сказано, что они переписывали тексты золотаревских песен. Получается, что просто запоминали? Зазубривали путем многократного повтора? Представляю, какой шум и гам стояли в вагоне.

В общем, что-то здесь не то. Конечно, могло случиться так, что вагон был полупуст, но думается, вряд ли. Железнодорожный транспорт был, пожалуй, самым доступным и дешевым средством передвижения, особенно на такие дальние расстояния.

И тут я подумал о такой штуке. Как-то еще в 30-е годы прошлого века решили драпануть из Совдепии братья Солоневичи. Сами братья и несколько их единомышленников. Компания беглецов двигалась в плацкартном вагоне из Москвы сначала в Ленинград, думая оттуда рвануть к финской границе. А их уже к этому моменту сдал ОГПУ чекистский сексот. 

И уже разворачивалась против врагов народа целая спецоперация. Вот представьте себе плацкартный вагон. Вот изменники родины (человек 5-6 их было всего), а остальные – просто пассажиры. Молодая пара, студенты, ветеран трех революций, какая-то затруханная бабуля. Короче, привычный набор обычного плацкартного вагона. Но все они – все без исключения – чекисты. И когда поступает команда, «мирные пассажиры» дружной толпой набрасываются на наших Солоневичей и крутят им руки.

Против ночных песен не возражали бы, скажем так, единомышленники дятловцев и блиновцев, занявшие оставшиеся места в вагоне, я имею в виду, таких же туристов. Есть и еще один вариант ответа насчет песен, но об этом – чуть позже в этом цикле.


promo jurikan july 26, 2015 15:34 4
Buy for 10 tokens
25 июля - день смерти Владимира Высоцкого и день рождения Василия Шукшина. Василию Макаровичу вчера могло бы исполниться 86 лет. Однако он умер довольно молодым - 2 октября 1974 г. Это случилось на съемках фильма "Они сражались за Родину". Съемочная группа жила на теплоходе "Дунай". превратившимся…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic