jurikan

Categories:

Юрий КОМЯГИН: "Золотую симфонию" дятловцы посмотрели дважды во время похода - и это очень важно

Первый раз туристы отправились в кино в поселке Вижай 25 января 1959 года, а второй — на следующий день в поселке 41-го лесного квартала. Об этом есть соответствующие записи в походных дневниках. Например, Людмила Дубинина 25 января отмечала:

Кадр из фильма "Золотая симфония"
Кадр из фильма "Золотая симфония"
Нам ужасно повезло: идет «Золотая симфония». Быстро перетащили вещи в гостиницу и пошли в клуб. Хотя было и нерезкое изображение, но это нисколько нас не омрачало. Сидящий рядом Юрка Криво все стонал и причмокивал губами от восторга. Вот это маленькое счастье, которое так трудно выразить словами. Все-таки какая изумительная музыка! Настроение после картины стало значительно лучше.

И в записи от 26 января Дубинина упоминает «Золотую симфонию»:

Смотрели здесь сразу три картины: «В людях», «Есть такой парень» и опять «Золотая симфония». И опять эта музыка...

В дневнике Зинаиды Колмогоровой в записи от 25 января есть такая фраза:

Ходили на «Золотую симфонию», какая сила! Просто здорово!

А 27 января Колмогорова помечает в дневнике:

Вчера смотрели 3 кино здесь: «В людях», «Есть такой парень» и снова «Золотую симфонию». Я еще согласна посмотреть «Золотую симфонию» не раз.

А в дневнике Юрия Юдина обнаруживаем следующее:

На машине (на кот.) мы приехали, привезли 3 кино: «В людях» по Горькому, «Есть такой парень» и «Золотую симфонию». 

И дальше у него же:

«Золотая симфония» — австр. О балете на льду. Хорошее дело показать сам балет. Какие хорошие катки, мастерство, может быть, техника исполнения, но чувств, мыслей в танцах никаких. Может быть, это только мне так представляется? Легкая музыка местами превосходна, не может быть лучше, но в общем не(т) чувствуется самого Человека, его души.

В общем дневнике группы Дятлова 25 января запись делает Александр Колеватов:

Сходили в кино, оставив "домовничать" Дорошенко и Колеватова. Смотрели "Золотую симфонию", вернулись в "музыкальном настроении". Сейчас заняты подгонкой снаряжения. Ночью, если верить местному коменданту, мы выедем дальше.

26 января в дневнике группы Юрий Кривонищенко записывает:

Сварили дежурные обед, мы поели и теперь отдыхаем, разделились на две половины - часть пошла в соседнюю комнату смотреть кино, другая часть сидит на рюкзаках, занимается кто чем. Рустик играет на мандолине и одновременно разговаривает с Колей, девчонки сидят переписывают песни, а я сейчас буду заниматься подгонкой снаряжения.

Важна ли в дятловской истории тема кино в походе вообще и ленты «Золотая симфония» в частности? Мне кажется, очень важна. Кино в те времена у советских людей пользовалось огромной популярностью. Потому как развлечениями наша страна особо не изобиловала. В этой связи даже нудноватые отечественные фильмы собирали немалую аудиторию. А когда на экране появлялось что-нибудь поприличнее, вроде «Золотой симфонии», то у билетных касс случалось некоторое столпотворение. Захватывающий сюжет, прекрасная музыка, хорошие актеры, яркие костюмы... В общем, все то, что нам нравится. 

Однако сейчас нас интересует другое. «Золотая Москва» появилась в советском прокате в 1958 году. Сначала, конечно, ленту показали в Москве, Ленинграде, других крупных городах. Так постепенно картина добралась до уральской глубинки. Из областного центра, в данном случае, Свердловска, копия (или несколько копий) путешествовала по городам поменьше, районным центрам, а уже из районного центра проникали в дальние медвежьи уголки. 

Туда приезжал с киноустановкой и коробками пленок киномеханик из районной конторы кинопроката (вот же инерция мышления, чуть не написал «киновидеопроката») и крутил кино. Теперь смотрим, как перемещались дятловцы в первой (транспортной) части своего похода. 23 января группа Дятлова выезжает на поезде из Свердловска в город Серов. Оттуда вечером 24 января туристы направляются в город Ивдель. 25 января путешественники прибывают в поселок Вижай. 26 января дятловцы на попутном грузовике едут в сторону поселка заготовителей.

Постер  фильма "Есть такой парень". Википедия.
Постер фильма "Есть такой парень". Википедия.

А теперь — о передвижениях «Золотой симфонии». 25 января фильм показывают в Вижае. Значит, в этот день (или днем ранее) сюда прибыл киномеханик из Ивделя (по-другому — никак). По всей видимости, он переночевал в клубе и на следующий день присоединился к дятловцам. Помните запись Юрия Юдина?

Хорошо. Закрываем глаза и представляем, что мы находимся в 41-м квартале. Одна из комнат рабочего общежития превращается в зрительный зал, где часть туристов вместе с обитателями общаги снова окунается в волшебный мир кино. Кстати, еще немного здесь о Юрии Юдине. Он — единственный из дятловцев, кто в своем дневнике дал оценку всем трем фильмам. «Золотая симфония» молодому парню не слишком понравилась. Какие мысли навеяли две других картины. Читаем:

«В людях» — никогда в городе или в обычной обстановке не пошел бы в это кино. Как кажется, что там интересного, давно уже видел, зачем тратить время? Здесь (выделено мной — Ю. К.) — смотришь и с первых же кадров чувствуешь, что картина для тебя новая, другими глазами, чем раньше, смотришь, и сколько новых мыслей сменяет одна другую под впечатлением виденного на экране. Бабушка играет превосходно. И вообще все, полное проникновение в роль. Богатство, глубина, значимость мыслей, содержания, и все это вытекает само собой, безо всякого навязывания.

Мы еще вернемся к этой чрезвычайно необычной и важной записи, а теперь давайте посмотрим, как Юдин характеризует вторую картину — «Есть такой парень»:

Тут же другая, недавно выпущенная картина. Парень — здесь герои (так в записи ЮЮ — Ю. К.), артисты их такими показывают, представляются только тем, что они говорят в данный момент и даже непонятно, где и с чем у них родились те или иные фразы и действия (...). Мне кажется, слабый поверхностный сценарий, плохой постановщик, плохие артисты и в результате — на экране не живые люди, полные мыслей, жизни, способные сами быть источниками историй, а какие-то автоматы, настроенные по спецпрограмме...

Но вернемся к «Золотой симфонии». Почему во всех записях дятловцев, где упоминается кино, говорится, что в Вижае показывалась одна картина, а в поселке лесозаготовителей — уже три? Ведь киномеханик и его реквизит — один и тот же. 

По району, конечно, резоннее было колесить с трехсерийным кинобагажом — каждая лента оценивалась отдельным билетом, который в ту пору стоил примерно рупь (в дореформенных деньгах). Три картины — три рупь, ну или хотя бы два с полтиной. План кинопрокату никто не отменял. Тут еще такой важный момент. «Золотая симфония» — это фильм из-за железного занавеса, так или иначе рекламировавший западный образ жизни. Надо его вредное идеологическое воздействие уравновесить советскими картинами. 

Теперь дальше. Исходя из записи в общем дневнике группы Дятлова за 25 января, на хозяйстве остались Колеватов и Дорошенко, а остальные двинулись в клуб. Получается, что и Юрий Юдин тоже. А из его записи четко видно, что единственный уцелевший турист столкнулся с кино лишь 26 января. 

Конечно, могло получиться так, что в Вижае дятловцы опоздали на киносеанс и подоспели лишь к «Золотой симфонии», которая явно завершала показ. Но в таком случае с них все равно взяли бы деньги, как за все три фильма. И тогда — правильно! — кто-то из туристов обязательно упомянул бы этот факт на бумаге. Например, Зинаида Колмогорова могла бы так завершить мысль: хочу смотреть «Золотую симфонию» еще много раз — и никаких денег не жалко. Однако этого нет.

И еще. Вы уже, наверное, тоже обратили на это внимание. На запись Кривонищенко в общем дневнике группы за 26 января. Часть группы, пишет он, пошла смотреть кино в соседнюю комнату (импровизированный кинозал), а девчонки переписывают песни (выделено мной — Ю. К.). Но постойте... И Колмогорова, и Дубинина определенно отметили, что они два раза смотрели «Золотую симфонию».

Кадр из фильма "В людях". Фото: Гугл.
Кадр из фильма "В людях". Фото: Гугл.

Что-то не так со всем этим кино, что-то явно не так.То ли дятловцы делали эти записи под диктовку, то ли за них писали совершенно другие. Я не говорю, что это было именно так, просто у меня складывается именно такое впечатление. И его запись о фильме «В людях» — пробегите ее глазами еще раз. Картина, снятая в конце 30-х годов, особой популярностью у поколения 50-х не пользовалась. Не зря же Юдин отмечает, что будь он в обычной обстановке в городе, то вряд ли пошел бы смотреть этот фильм. Что изменилось в походе? Какие испытания тогда выпали на долю студента? 

Вроде бы никаких. Между тем, из записи Юрия складывается впечатление (лично у меня), что он словно вернулся из какой-то опасной зарубежной командировки, в которой он  многое переоценил. И вот первое, с чем он сталкивается на Родине — это фильм «В людях». Понятно, что при таком раскладе лента покажется милой сердцу. Юдину очень понравилась роль бабушки, которую исполнила народная артистка РСФСР Варвара Массалитинова. Между прочим, за роль в фильме «В людях» актриса была удостоена Сталинской премии второй степени. Вот и Юрий Юдин вслед за вождем оценил талантливую женщину...


promo jurikan may 8, 2020 14:57 Leave a comment
Buy for 10 tokens
О Петре Ивановиче Шило-Таврине на сегодняшний день написаны гигабайты статей и очерков, сняты документальные фильмы. Ну, как же. Один из самых крутых диверсантов времен Великой Отечественной войны, получивший задание совершить покушение на самого товарища Сталина... Увы. Все это — не слишком умело…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic