jurikan

Categories:

Юрий Комягин: Петр Машеров - место и время смерти изменить нельзя? (1)

О трагедии, случившейся 4 октября 1980 года неподалеку от Минска с 1-м секретарем ЦК КПБ Петром Мироновичем Машеровым, сегодня написано много: тут вам и многочисленные статьи, и отдельные воспоминания, и солидные книги — на любой вкус.

Петр Миронович Машеров и Леонид Ильич Брежнев (слева направо в центре). Бывший партизан и бывший фронтовик. Фото: Гугл.
Петр Миронович Машеров и Леонид Ильич Брежнев (слева направо в центре). Бывший партизан и бывший фронтовик. Фото: Гугл.

Википедия, к примеру, дает нам такую информацию:

Пётр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе. В этот день в 14:35 он выехал от здания ЦК КП Белорусской ССР в сторону города Жодино на автомобиле ГАЗ 13 «Чайка», управлял которым 60-летний водитель Евгений Зайцев. Машеров сидел рядом с водителем, сзади — офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Вопреки существующим инструкциям впереди шла не машина ГАИ с соответствующей раскраской и мигалками, а белая «Волга» с сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ), но без мигалок.

А вот нынешний председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец, в 1980 году трудившийся на ответственном посту в системе МВД БССР, в одном из интервью сообщает следующие подробности.

4 октября 1980 года после обеда мне позвонил дежурный и доложил: «Николай Иванович, беда с первым». Дежурный назвал место, где произошла авария. Я схватил фотоаппарат «Зенит» и вскочил в машину.

Корреспондент газеты тут же подкидывает вопросик:

Наверх доложили?

Николай Иванович обстоятельно отвечает. Прошу прощения за большую цитату, она здесь необходима:

Да, прямо из машины по радиотелефону второму секретарю ЦК Владимиру Бровикову, с которым был в хороших отношениях. Он не поверил: «Какая автомобильная авария? Петр Миронович улетел с аэродрома в Липках, мы сами его проводили». Мне потом пилоты рассказывали: в тот день Машеров действительно должен был лететь на вертолете. С военного аэродрома в Липках, что за Боровлянами. Уже и в вертолет сел. И машины с провожавшими его лицами, как и положено, отъехали

Тут Чергинец, возможно, сделал паузу, глотнул минеральной водички. И продолжил:

Только его «Чайка» осталась, как и требует инструкция, стоять. Такой был и есть закон: машина первого лица после отлета продолжает какое-то время ждать на всякий непредвиденный случай. И вдруг Петр Миронович говорит летчикам: «Что я такой погодой увижу?» Приказывает глушить двигатель и садится в «Чайку». Это я к тому, что исключаю сразу, что кто-то там какую-то диверсию подготовил. Никто не знал, что первый секретарь поедет на машине. Даже ближайшее окружение.

Вертолет? Подождите, а как же с общепринятой и широко растиражированной версией, что Машеров обыденно отъехал от здания ЦК КПБ на «Чайке»? Бывший высокопоставленный милицейский чиновник малость ошибся? Но не доверять Чергинцу нет никаких оснований.

Впрочем, ладно. Оставим это. Меня другие подробности заинтересовали. Во всех без исключения (специально подчеркну это) описаниях последних минут жизни белорусского лидера картинка одна и та же. Впереди двигалась милицейская «Волга», за ней — «Чайка» с первым лицом союзной республики. И замыкала кортеж еще одна милицейская «Волга». Так? 

Хорошо. Зададимся простым вопросом: куда ехал Петр Миронович? Варианты в публикациях о Машерове несколько разнятся. В поля... В с торону города Жодино... В Смолевичский район... Подождите, куда конкретно? И тут мы впервые замираем с изумлением: нет внятного ответа. До сих пор. Однако нам и дальше придется просто замирать от удивления. Подробности — в следующей части публикации.


promo jurikan may 8, 2020 14:57 Leave a comment
Buy for 10 tokens
О Петре Ивановиче Шило-Таврине на сегодняшний день написаны гигабайты статей и очерков, сняты документальные фильмы. Ну, как же. Один из самых крутых диверсантов времен Великой Отечественной войны, получивший задание совершить покушение на самого товарища Сталина... Увы. Все это — не слишком умело…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic