jurikan (jurikan) wrote,
jurikan
jurikan

Category:

Юрий Комягин: Журнал "Неман" и литератор Валерия Поздеева - пересечения

Есть в Беларуси литературно-художественный журнал "Неман", корнями уходящий в королевский город Гродно, где он (журнал) когда-то возник в виде альманаха. А в славном городе Борисове бывшей Белорусской ССР проживает невероятно красивая и чрезвычайно обаятельная девушка Валерия Поздеева. И вот в восьмом августовском номере "Немана" за этот год их пути пересеклись - в журнале был опубликован рассказ Валерии "Он так хочет услышать шаги".


Валерия Поздеева - красавица, спортсменка и автор рассказа.
Фото: https://vk.com/id105120997



Вообще, рассказы пишутся (я так предполагаю) в первую очередь для того, чтобы быть опубликованными. А будучи опубликованными, хочется (вероятно), чтобы оказались прочитанными. Вот тут все так и произошло. Я не просто прочитал повествование о шагах, но потом еще и перечитал его. И схватился за стило, то есть занял свое коронное место за клавиатурой.

Журнал "Неман" я читаю давно. Раньше подписывался на него или покупал в киоске, сейчас пользуюсь услугами библиотеки. Короче, читаю до сих пор. Ценю эту, как теперь сказали бы, торговую марку. Хочу, чтобы журнал держал литературную планку на подобающей высоте. Но что-то в последнее время как-то и с планкой, и высотой - не очень. Яркий пример тому - рассказ Валерии Поздеевой.

Кратенько сюжет произведения. Некий маленький мальчик (просто мальчик, без имени, такой нарицательный пацан) слышит, как ссорятся родители и случайно узнает, что отец покидает семью. Новость ошеломляет мальчика, и он решает прогуляться по улице, чтобы, так сказать, пережить событие. Мальчик минует игровую площадку во дворе и попадает в городской парк. Подождите, подождите, эта ситуация уже была использована 200 000 раз. Или, может, два миллиона. В чем тут новизна? В чем оригинальность? Ладно, двигаемся дальше.

В парке мальчик натыкается на некоего парня, который сидит на скамейке с альбомом для рисования, и в этом самом альбоме... Что делает? Попробуйте угадать? А? Ну? То-то. Рисует он там. В общем, просто мальчик сталкивается с просто художником, тоже, кстати, без имени, такой, значит, как бы мазила, нарицательный такой как бы Малевич. Художник рисует мальчику его портрет и, раздухарившись, вообще дарит мальчику весь альбом с плодами собственного творчества. Тот самый, который для рисования. При этом назидательно советует мальчику, чтобы тот шел побыстрей домой, потому как темнеет, а родители его все равно любят и беспокоятся.

Мальчик сваливает окончательно - из парка и из сюжета, а наше внимание переключается на художника. А здесь, дамы и господа, примерно такая же драма, как и у пацана. Парень - художник по призванию, но растет в семье врачей, где, значит, с Гиппократом дружили и предыдущие поколения. И вдруг - шаг в сторону от скальпеля к холсту и краскам. И жуткий конфликт с отцом. Наш несостоявшийся художник из дому уходит, но медак на всякий случай все же заканчивает. Хотя к белому халату душа, как не лежала, так и не лежит. А набросать что-нибудь художественное парня все равно тянет - вот он и повадился ходить с альбомом в парк.

Как вам, улавливаете суть этой мути? Хо-хо, так это ж еще не конец. Выйдя из парка, врач-художник грузится в собственное авто, видимо, заработанное нелюбимым хирургическим трудом и куда-то едет по безлюдной трассе М-6. Стоп, подождите, это я уже увлекся, понес отсебятину. Художник-врач мчится по конкретному адресу в сторону дачного поселка, где проживает его отец. Чтобы, так сказать, похерить нахрен этот конфликт поколений и зажить дальше в радостном мире обоюдного согласия и взаимного удовольствия.

И тут, конечно, прямо совсем недалеко от первых дач возникает маленькая девочка вместе со своей maman. Эта милая парочка топочется по обочине с целью поймать попутку и методом автостопа двинуться на ней куда-то в светлую даль. Это просто девочка и просто maman, олицетворяющие собой просто бестолковую девочку и безмозглую тетку постарше, потому что мамаша не следит за своим чадом, которое в свою очередь балуется мячом прямо на обочине. И... да, мячик катится прямо под колеса авто, где за рулем весь в томительных ожиданиях находится хирург-живописец. Ах, ух, эх! - машина на "огромной скорости" сворачивает в кювет и - бэмц... Что происходит, когда на огромной скорости сворачиваешь в кювет? Да, эта железная штука на четырех колесах переворачивается, и водитель "чувствует невыносимую боль, проносящуюся по всему телу". Занавес.

Стойте, стойте, это еще не все. Занавес только для художника. А дальше мы снова перемещаемся в парк (видимо, тот же самый, куда в самом начале рассказа приперся мальчик) и видим какого-то старика, сидящего на скамейке. Это просто старик, в процессе расшифровки внезапно оказывающийся отцом погибшего художника. Старик сидит на скамейке и на солнышке и предается воспоминаниям. И в этот момент к нему подруливает обеспокоенная молодая женщина, которая сообщает, что она врач и интересуется, не нужна ли старику какая помощь. Женщина с одной стороны просто молодая женщина, а с другой - выросшая девочка, да-да, та самая, которая своим баловством на дороге угробила талантливого чувака и после этого решила помогать всем другим людям и стала в итоге врачом.

Уф, теперь, кажется, все. Как вам? Заценили? Я, безусловно, понимаю Валерию Поздееву. Молодая романтическая девушка, которой хочется излить на весь мир свои "откровения". Редактор-то где был? Почему он не сказал начинающему автору (ох, подозрительно это все!), что рассказ абсолютно не пригоден к публикации? Ну, хотя бы, что он написан невыразительным штампованным языком. Вот лишь несколько фраз:

"Слова, сказанные мамой, производят на него куда больший эффект".

Куда больший - это какой? А более просто и не так казенно это предложение нельзя было написать?

"Будучи эмоциональным, как и все дети его возраста, он не придумывает ничего лучше, чем сбежать из дома".

Все дети его возраста (а какого возраста, сколько мальчику лет?) эмоциональны? Валерия, Вы уверены в этом, вот все без исключения? "Не придумывает ничего лучшего, чем сбежать из дома..." Чем плохо это решение? Он же сбегает на навсегда, а просто чуток прогуливается по парку. Или более оптимальным было бы взять топор и немного порубать батяню-изменника? И вообще подобная казенная фраза должна быть из рассказа безжалостно вычеркнута. Об эмоциональности героя не должен сообщать автор, дескать, поверьте мне на слово, что мальчик был таковой. Нет, душевное состояние мальчика должно было быть передано через образ, а этого нет.

"По обе стороны (аллеи) поставлены скамейки, но все как одна заняты".

Это как? То есть одна занята очень плотно - и все остальные точно так же? Теперь чувствуете самопародийность этой фразы?

Язык - это чародей, но язык может стать и врагом, если с ним обращаться неумело. Сам сюжет до жути наивный и до зевоты скучный. Это даже не рассказ, а синопсис сценария какой-то унылой мелодрамы. Так бывает, когда человек насмотрится третьеразрядного "мыла" и бросается к чистому листу бумаги. Банальное начало, банальный финал. Что там, кстати, в финале?

"...Старик смахивает слезу с морщинистой щеки (ну, конечно, раз смахивает, то слезу, ну, конечно, со щеки, щека, однозначно, морщинистая - это все штампы, штампы - Ю. К.) и снова вешает картину на стену. Сейчас он бы все отдал за то, чтобы увидеть сына, но, увы, это невозможно (опять какая-то вымороченная фраза, зачем здесь "увы"? - Ю. К.). Он снова всматривается в картину и мысленно переносится туда. Слышит, как шумит лес, чувствует прохладный утренний ветерок. Он так хочет услышать шаги..."

Сюда бы добавить что-нибудь этакое, например:

Однако мертвая тишина царит в опустевшем доме. Старик торопливо достает из шкафчика недопитую бутылку с янтарной жидкостью, торопливо наливает рюмку с наполовину отбитой подставкой и вдруг замирает: в коридоре явственно скрипят половицы...

Чувствуете, как сразу волшебным образом меняется весь рассказ (даже такой)? Так это я добавил, а не автор.

Зачем я все это написал? Захотелось чуть-чуть поучаствовать в современном литературном процессе. Потому что я читатель, но придирчивый и внимательный. Как говорил классик, я по-прежнему сух, желчен и ядовит.

Tags: Литература и жизнь
Subscribe

promo jurikan май 8, 2020 14:57 Leave a comment
Buy for 10 tokens
О Петре Ивановиче Шило-Таврине на сегодняшний день написаны гигабайты статей и очерков, сняты документальные фильмы. Ну, как же. Один из самых крутых диверсантов времен Великой Отечественной войны, получивший задание совершить покушение на самого товарища Сталина... Увы. Все это — не слишком умело…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments