jurikan (jurikan) wrote,
jurikan
jurikan

Category:

Юрий Комягин: Самый загадочный теплоход. Нет, еще более загадочный...

Теплоход "Ханс Хедтофт" водоизмещением около 3000 тонн появился в небольшой, но вполне себе морской стране Дании во второй половине 50-х годов прошлого века. Его постройке предшествовала некоторая дискуссия в датских СМИ, нужна ли там подобная навороченная техника. Предполагалось, что новый теплоход свяжет Данию и Гренландию, и сторонники "Ханса" говорили, что он чрезвычайно нужен. Противники возражали, что, мол, особо некому будет рассекать в обоих направлениях, да и о "Титанике" надо помнить, который потерпел катастрофу примерно в тех широтах. Тем не менее, корабль был построен и 7 января 1959 года вышел в свой первый рейс в Гренландию.


Вот он, красавец-теплоход.



Теплоход успешно преодолел морской участок, известный своими частыми штормами и ледовой опасностью. "Это не "Титаник", - с гордостью говорили сторонники судна. - Это гораздо круче". И в самом деле, теплоход имел прочный корпус (увеличенную вдвое толщину наружной обшивки), двойное дно, усиленную носовую оконечность и водонепроницаемые переборки. На судне было установлено самое передовое для того времени навигационное оборудование. Наличие необходимого количества спасательных средств явно учитывало печальный опыт "Титаника". Правда, капитан теплохода, опытный моряк Раус Рассмусен, был уверен, что спасательные средства не понадобятся (и тут он, как покажет дальнейшее, не ошибся). "Наш теплоход, - заявлял он, - это революция в арктическом плавании".

Совершив первый рейс в Гренландию, "ХХ" вскоре отчалил в обратном направлении. На борту судна находилось 95 человек - 40 человек команды и 55 пассажиров, среди них 19 женщин и 6 детей, старшему из которых исполнилось 11 лет. Пассажирское место занял и один из ярых противников постройки теплохода, депутат датского парламента Ауго Линг. Он сопровождал ценные гренландские артефакты в музей Копенгагена.

Ну, загрузились и двинулись в путь. Путешествие начиналось почти элегически. Стояла ясная (если можно так сказать) полярная ночь, звезды сверкали на небе... но затем погода стала портиться. Усилился ветер, появились ледовые поля. На горизонте возникли первые "друзья" кораблей в этих широтах - айсберги. Рассмусен приказал снизить обороты двигателя. Тем временем шторм усиливался, и скорость ветра скоро достигла ураганных величин.

И вот в эту суровую январскую ночь корабль Береговой охраны США "Кэмбелл", который патрулировал неподалеку от американских берегов, принял радиосигналы с борта "ХХ": "Столкнулись с айсбергом". После чего команда "Кэмбелла" получила приказ двигаться на помощь пострадавшему судну. А там события стремительно развивались по нарастающей. С борта теплохода было отправлена несколько отчаянных радиограмм о помощи, после чего теплоход замолк навсегда.

Неподалеку от "ХХ" в ту ночь находился немецкий траулер "Иоганнес Круесс", который заспешил на помощь к терпевшему бедствие теплоходу. Через некоторое время с траулера сообщили, что "ИК" прибыл на место катастрофы и что "объект виден на локаторе", однако дальнейшие поиски ни к чему не привели. На следующий день, 31 января, погода сделалась более благоприятной, и к поискам подключились самолеты США. Тут в нужный квадрат прибыл "Кэмбелл". Однако, кроме айсбергов, здесь больше ничего не наблюдалось. Затем с воздуха заметили черный полосатый предмет, похожий на шлюпку. Однако в судоходной компании сообщили, что спасательные средства на "ХХ" не имели полос.

В ночь на 1 февраля радиостанция "Кэмбелла" два раза принимала сигналы, вот только расшифровать их не удалось. Специалисты предположили, что человек, подававший эти сигналы, возможно, находился в спасательной шлюпке и хотел связаться со спасателями, но не знал радиотелеграфного кода и техники радиопередач. Больше сигналы не повторились. Через несколько дней стало ясно, что операцию надо сворачивать. Новейший теплоход со всеми находившимися на его борту людьми бесследно исчез. Причем на морской поверхности не обнаружилось ни единого предмета с утонувшего корабля, буквально ничего. Лишь через девять месяцев к одному из островов прибило спасательный круг с "ХХ".


Тот самый спасательный круг.

Один из исследователей этой трагедии так описывал катастрофу:

" А с аварийного судна летели в эфир новые призывы о помощи: «13.22. На борту девяносто пять человек пассажиров и экипажа. Тщетно пытаемся задержать поступление воды. Возможно скоро прекратится подача электроэнергии. Все, кто слышит нас, окажите помощь немедленно!»

«Держитесь! — радировал «Иоханнес Круесс». — Идем к вам полным ходом. Давайте сигналы прожекторами или ракетами. Спускаете ли вы шлюпки?» На этот вопрос ответа не последовало. Зато «Ханс Хедтофт» сообщил: «13.50. Осадка растет. Крен тоже. В машине находиться почти невозможно. Левый дизель-генератор затоплен. Торопитесь! Торопитесь!»
Но торопиться не позволяли льды. Уже несколько раз траулер чудом спасался от столкновения с ледяными полями и полузатопленными айсбергами. «Кэмпбеллу» доставалось не менее тяжко.

«14.20. Машинное отделение затапливается. Через несколько минут остановится второй дизель-генератор. Осадка и крен растут...» - «Спускаете ли шлюпки? Мы так близко от вас. Будем подбирать шлюпки. Сколько их спущено?» — вновь и вновь запрашивал радист траулера, но ответа вновь не последовало.

В 14.40 «Иоханнес Круесс» передал в Центр: «Объект виден на локаторе. Начинаю поиск».

В 15.10 радист «Ханса Хедтофта» передал, что работает на аварийном передатчике и что теплоход погрузился в полную тьму. А еще через двадцать минут в эфире прозвучал отчаянный вопль: «Больше держаться невозможно. Прекращаю работу. СОС! СОС! Тонем! Льдины таранят борт, заползают на палубу. Прекращаю работу. Тонем!»

Передача оборвалась. После этого траулер пятнадцать раз пытался связаться с «Хансом Хедтофтом» по радио, но безуспешно. От первой радиограммы о несчастье до последнего отчаянного вопля прошло три часа тридцать шесть минут. Что происходило в эти часы на борту «Ханса Хедтофта», что предпринимал его экипаж — осталось загадкой. Почему ни в одной из радиограмм капитан не сообщил о намерении спустить шлюпки? Спускали ли их вообще? Почему для спасения пассажиров не воспользовались непотопляемым мотоботом? То ли капитан до конца верил в непотопляемость судна, то ли рассчитывал дождаться помощи? Ответов на эти вопросы нет и не будет".


Первая мысль, которая мне пришла в голову после того, как я прочел об этой катастрофе: да это же своеобразный морской вариант того, что случилось на Северном Урале с группой Игоря Дятлова. Трагедия с теплоходом произошла практически в те же самые дни, что и с советскими туристами. Совпадение? Или нечто большее? Кстати, то, как на горе Холатчахль участники похода спешно ушли из палатки, очень похоже на эпизоды в море, когда команда по непонятным причинам покидала судно, оставляя нетронутым свежеприготовленный завтрак и разлитый по кружкам кофе...


Фото: Гугл.

Tags: История, Перевал Дятлова, Тайна
Subscribe

promo jurikan july 26, 2015 15:34 4
Buy for 10 tokens
25 июля - день смерти Владимира Высоцкого и день рождения Василия Шукшина. Василию Макаровичу вчера могло бы исполниться 86 лет. Однако он умер довольно молодым - 2 октября 1974 г. Это случилось на съемках фильма "Они сражались за Родину". Съемочная группа жила на теплоходе "Дунай". превратившимся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments